1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся

заключается в создании многопрофильной, многоуровневой, соответствующей современным потребностям региона в кадрах системы содействия профессиональному самоопределению молодежи, учитывающей преемственность общего (дошкольного, начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего образования. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве Воронежской области, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.

Процедуры системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального районаВоронежской области:

- ГИА выпускников 11 классов (ЕГЭ и ГВЭ -11);

- ГИА выпускников 9 классов (ОГЭ и ГВЭ -9);

- чемпионатное движение профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры»);

- проект «Билет в будущее»;

- конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц в ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;

- диагностики самоопределения, профотбора и профориентации.

Цели

Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Воронежской области:

- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;

- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;

- проведение ранней профориентации обучающихся;

- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;

- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;

- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;

- содействие в поступлении обучающихся в ПОО и ОО ВО;

- удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Воронежской области;

- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.

Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве Богучарского муниципального района Воронежской области, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.

Показатели

Показатели сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.

Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области:

- процентная доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профориентационное тестирование;

- процентная доля обучающихся 8-11 классов, для которых разработан индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций по итогам участия в проекте «Билет в будущее»;

- процентная доля обучающихся 9 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения;

- процентная доля обучающихся 11 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения;

- процентная доля обучающихся, охваченных ранней профориентацией;

- процентная доля обучающихся с ОВЗ, охваченных профориентацией;

- процентная доля ОО, взаимодействующих с учреждениями/ предприятиями;

- процентная доля выпускников 9 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ПОО по профилю обучения, от общего числа выпускников 9 класса данного года в данной выборке;

- процентная доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ПОО по профилю обучения, от общего числа выпускников 11 класса данного года в данной выборке;

- процентная доля выпускников 11 класса в данной выборке в данном году, поступивших в ОО ВО по профилю обучения, от общего числа выпускников 11 класса данного года в данной выборке;

- учет выявленных потребностей рынка труда Воронежской области;

- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в региональном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры») от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);

- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в национальном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)» (направление «Юниоры»), от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);

- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в региональном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);

- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), принявших участие в национальном конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);

- процентная доля обучающихся (в разрезе уровней общего образования), охваченных проектом «Билет в будущее», от общего количества обучающихся в данной выборке (в разрезе уровней общего образования);

- процентная доля обучающихся, участвующих в профориентационных турах.

Методы сбора и обработки информации

Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области, определяют порядок получения показателей системы работы по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области. В системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).

Источники данных, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Богучарского муниципального района Воронежской области:

- федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;

- региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших ООП ООО и СОО;

- региональная информационная система выявления потребностей рынка труда;

- данные об участии в чемпионатах WorldSkills Russia, WorldSkills Russia (направление «Юниоры»), конкурсе «Абилимпикс» и проекте «Билет в будущее»;

- данные диагностических процедур;

- открытые статистические данные, система региональной статистики, опрос образовательных организаций (контекстные данные образовательных организаций).